руслан белый

Я вебмастер с ИП. Опыт работы — 10 лет.

Помогаю бизнесу исправлять ошибки на сайтах, создавать полезный контент, делать рекламу в интернете.

В свободное время ищу ошибки на сайтах и учу делать контентники

Рассылка
Популярное
Мероприятия

Пока мероприятий нет.

Как составить
ТЗ копирайтеру

В прошлый раз мы говорили о том, где и как искать копирайтеров, но каким бы хорошим ни был копирайтер, без хорошего ТЗ он напишет полную ерунду. Что делать, чтобы избежать этого? Об этом сегодня и поговорим.

Что такое техническое задание

Техническое задание (ТЗ) — текстовый документ, который гарантирует, что заказчик и копирайтер одинаково понимают задачу, которую предстоит решить с помощью текста.

Для копирайтера ТЗ — свод правил, которым надо следовать при написании текста, чтобы без проблем сдать работу. Для заказчика — ориентир для проверки.

Хорошее ТЗ выгодно всем. Копирайтеру проще писать, когда знаешь для кого пишешь, что пишешь и с какой целью. Заказчику проще проверять и публиковать, когда сдают текст с нужной структурой и с правильным форматированием.

Хорошо написанное ТЗ — залог успешного и приятного сотрудничества между двумя людьми. А это дорогого стоит. Погнали.

Из каких частей состоит техническое задание

Техническое задание на текст состоит из редакционной политики и файла ТЗ. О редакционной политике будет дальше. Сейчас говорим о файле ТЗ.

ТЗ состоит из следующих частей:

  1. ссылка на ред. политику
  2. структура статьи
  3. тайтл
  4. дескрипшен
  5. заголовок

Ссылка на ред. политику

Редакционная политика — базовые правила, советы и требования, которые применяются ко всем без исключения текстам в рамках одного проекта.

Представим, что вы делаете информационный сайт на тему гипертонии — собрали семантическое ядро, составили структуру сайта, решили написать 326 статей. Чтобы реализовать такой план, скажем, за 3 месяца, надо 3 копирайтера и один на подстраховке, которые будут писать статьи каждый день (очень оптимистично).

Правильно, когда в рамках одного проекта все статьи в одном “стиле” — оформление заголовков, абзацев, списков, схемы вступления и заключения, форматы призывов к действию, отзывы, структурирование материала и тд.

Редакционная политика помогает явно определить “стиль” и сделать так, чтобы статьи от разных копирайтеров выглядели так, будто их написал один человек.

Также в ред. политике описываются:

  1. Целевая аудитория
  2. Срок написания статей
  3. Критерии проверки текстов по text.ru, advego или другим сервисам
  4. Требования к написанию тайтла, дескрипшена, заголовка и т.д.
  5. Другие тонкости

ТЗ копирайтеру без редакционной политики — это как ездить на машине без прав и страховки, вроде как и можно, но опасно, потому что есть шанс нарваться на какой-нибудь геморрой.

Структура статьи

Структура статьи определяет о чем писать в статье. Структура — самый важный элемент ТЗ. Нельзя просто сказать копирайтеру, мол, напиши статью о кошках на 3 тыс. знаков с вхождением ключевого слова [как помыть кота]. Тут все тоньше )

Есть 2 способа составления структуры:

  1. Wordstat Yandex
  2. Поисковая выдача

Как использовать Wordstat

Составить структуру статьи на основе вордстата просто. Достаточно включить голову и дать волю творчеству.

Введем запрос [как помыть кота]. Перед нами откроется выдача на две страницы:

запрос как помыть кота

Сразу почистим выдачу от “грязных” запросов при помощи минус слов:

[как помыть кота -реклама -яндекс -браузер -бесплатно -бесплатный -ютуб -игры -пол]

Можно добавить еще больше минусов, но для примера хватит.

Теперь в списке оставшихся слов ищем уникальные слова-сущности, которые станут разделами нашей статьи:

поиск слов-сущностей для составления структуры сайта

Я выбрал вот такой список из ключевиков с частотностью от 10 и выше:

если боится, если царапается, в домашних условиях, где, помыть, если нет шампуня, от блох, кота психа, в ванне, в ванной, в унитазе, с мылом, после кастрации, обычным шампунем, взрослого кота, в тазике, вислоухого кота, после операции, с помощью полотенца, инструкция, народными средствами, уши, старого кота, британского кота

Из этих слов я создал такую структуру:

структура статьи как помыть кота

Вордстат — прекрасный инструмент, помогает составить структуру статьи. Сделать это пример у меня заняло 10 минут. Попробуйте и вы — затягивает )

Как использовать поисковую выдачу

Составить структуру на основе поисковой выдачи, также просто. Для этого достаточно ввести запрос в Яндекс и посмотреть на структуру статей в ТОПе.

Структура статей — это заголовки h1-h5 в теле статьи. Возьмите 3 — 5 сайтов из ТОП 10, выпишите заголовки в отдельный файл и составьте свою структуру.

Преимущество метода в том, что Яндекс сам показывает, что он считает релевантным контентом. Напишите статью лучше конкурентов и будете в ТОПе.

Тайтл, дескрипшен и заголовок

У статьи, которая предназначена для Интернета должны быть тайтл, дескрипшен и заголовок. Тайтл — текст в теге title, дескрипшен — текст в метатеге description, заголовок — текст в теге H1.

Не путайте тайтл, дескрипшен и заголовок о которых мы говорили в ред. политике. Там мы пишем требования — как правильно писать эти элементы. В ТЗ мы просто оставляем место, чтобы копирайтер их заполнил.

Хорошо заранее выделить место в ТЗ для создания тайтла, дескрипшена и заголовка. Это нужно, чтобы копирайтер случайно не забыл заполнить эти элементы )

Инструмент для составления ТЗ копирайтеру

Лучший инструмент для работы с копирайтерами — Google Docs. Преимущества такие:

  1. Облачный сервис, данные всегда в актуальном состояний
  2. Простые инструменты редактирования и правки
  3. Удобная система управления доступом к документам
  4. Форматирование текста переносится в WordPress без кривых косяков

Главный секрет в том, чтобы составить ТЗ в Google Docs и дать копирайтеру доступ на редактирование. При таком подходе выигрывают обе стороны:

Для копирайтера все необходимые материалы собраны в одном месте — ссылка на редполитику, структура статьи, задачи на написание тайтла, дескрипшена и заголовка. Тут же будет текст. Для заказчика тоже самое, но уже с точки зрения проверки + доступны удобные инструменты правок и комментирования.

Используйте Google Docs и забудьте о десятках вордовских файлов, которые захламляют почту. По Гугл Докс будет отдельная статья.

Как сделать техническое задание по шагам

  1. Вложите 1 час в изучение Google Docs — инвестиция с лихвой окупиться уже на следующий день. Составляйте ТЗ в облаке, чтобы не пересылать бесконечные письма с редакциями вордовских документов.
  2. Продумайте и составьте редакционную политику. Не пускайте работу на самотек. Без ред. политики 5 копирайтеров пришлют вам 5 разных статей, которые вы замучаетесь приводить к единому формату.
  3. Составьте хорошую структуру статьи на основе Wordstat или поисковой выдачи. Помните, что копирайтер не сумеет прочитать мысли, когда поставлена обычная задача написать статью о кошках.
  4. Подготовьте место для написания тайтла, дескрипшена и заголовка статьи. Пропишите правила составления этих элементов в ред. политике.
  5. Предоставьте доступ на редактирование к созданному ТЗ, попросите копирайтера написать статью прямо в файле.
  6. Правьте статью вместе с копирайтером в реальном времени, добивайтесь отличных текстов и публикуйте их на сайте.
  7. Получайте трафик и зарабатывайте деньги )

На этом все. В следующи раз говорим о том, как принимать работу копирайтера.